Консультация "Воспитание самостоятельности в самообслуживании"

17.06.2019


"Воспитание самостоятельности в самообслуживании у младших дошкольников" 

Подготовил: воспитатель Захарова С.А.

 Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать  его  необходимо    с раннего  детства.  По  своей  природе  дети активны. Очень  часто  они  стремятся   выполнять  различные  действия  самостоятельно.  И  нам  взрослым,  важно  поддержать  их  в этом. Как  часто  каждому из  нас  в  ответ  на  предложение  сделать  что-то за   ребёнка  или  помочь  ему  в  чём-то  приходилось    слышать: «Я сам»  Часто  по  различным причинам – из-за  отсутствия  времени, неуверенности  в  силах  ребёнка – мы  стремимся  сделать  всё  за  него  сами.  Но  действительно  ли  мы  оказываем  помощь  ребёнку

Стремясь  сделать всё  за  ребёнка,  взрослые  причиняют  ему  большой  вред, лишают  его самостоятельности,  подрывают  у  него  веру  в  свои  силы,  приучают  надеяться на других.

Вот что думают об этом психологи..  Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости  от  взрослого  как  в  действиях, так и в желаниях.  У  него  появляется  устойчивое желание  самоутвердиться.

Подавлять эти порывы  детей  ни  в коем  случае  нельзя – это  приводит  к  существенным  осложнениям  в  отношении  ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание  или  нежелание  выполнять  указания  взрослого, а стремление  всё  делать  наоборот, вопреки  просьбам  или требованиям  старших.

Затем – упрямство.  Не  следует  путать  его  с настойчивостью.  Упрямый ребёнок  настаивает  на  своём  просто потому, что он  этого  потребовал.

            Кроме  того,  наблюдается строптивость. Ребёнок  начинает  отрицать  всё, что он  делал  раньше.  Его  протест  безличен  и, в отличие от негативизма, направлен  не  против  конкретного  взрослого, а против  всего  образа  жизни.

            И  наконец, своеволие.  Ребёнок  не  хочет  делать сам,  отказывается  от помощи  взрослых  и  добивается  самостоятельности  даже в том, что ещё  мало умеет.

            Также  в  поведении  ребёнка  могут наблюдаться  и такие  явления, как  бунт  против  окружающих  и обесценивание  личности взрослых.  Бунтующий  ребёнок  будто  находится  в  состоянии  жёсткого  конфликта  с окружающими  людьми, постоянно  ссорится  с  ними, ведёт себя  очень агрессивно. При обесценивании  личности  взрослых  малыш  может начать  обзывать  мать или  отца  бранными словами,  которых раньше  никогда не употреблял.  Точно  так же  он  вдруг  может  изменить  отношение  к  своим  игрушкам – замахиваться  на  них,  будто  они  живые,  отказываться  играть с ними.

            Такие  образом, подавление  детской  самостоятельности  способно  оказать  серьёзное  негативное  влияние  на  развитие  личности  ребёнка.

 Что  могут  выполнять  самостоятельно дети  младшего дошкольного возраста?

Трёхлетние  дети  умеют самостоятельно  одеваться  и  раздеваться, умываться, есть,  пользуются  ложкой и вилкой.  Они  очень  активны и с огромным  удовольствием  выполняют  различные поручения  взрослых.  Стремление  к самостоятельности особенно  велико,  когда  ребёнок  принимает участие  в  настоящей  работе, выполняемой  взрослыми: подаёт картошку  маме, чтобы  она  её  почистила, приносит и убирает со стола  посуду,  помогает накрывать на стол.

Приведем  примерный  перечень  действий,  доступных  детской  самостоятельности:

  • мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая  воду;  правильно  пользоваться  мылом; не мочить  одежду; сухо  вытираться  полотенцем, без напоминания  вешать его  на  отведённое место.
  • Одеваться  и  раздеваться в определённой  последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивая  на  лицевую  сторону, надевать одежду, пуговицы  расстёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно  устранять  его  или  обращаться  за помощью  к взрослому.
  • Своевременно  пользоваться носовым платком, туалетом. Пить  из  чашки; есть, хорошо пережёвывая  пищу, с закрытым  ртом.
  • Правильно  пользоваться  ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.                                                                                                                            Наш  комментарий:

Конечно, малыш не  сразу  приобретает  необходимые  навыки,  ему  требуется  наша помощь.  Прежде всего нужно создать необходимые условия для  проявления  самостоятельности: 

  • приспособить  к  росту  ребёнка  вешалку  для  одежды;
  • выделить место для  хранения  предметов  туалета, носовых платков, лент, носков;
  • постоянное и удобное для ребёнка место для  полотенца и т.д. 

Необходимо также  правильно  руководить  действиями  детей.  Прежде  чем  ожидать  от  ребёнка  самостоятельности  в  самообслуживании, его  нужно  научить  действиям, необходимым  в  процессе  одевания, умывания, приёма пищи.  Надо показать  как  правильно выполнить то или  иное  действие, сопровождая  показ  пояснением.

Большую  помощь  в  формировании самостоятельности могут  оказать  вам  произведения  художественной  литературы: Воронковой Л. «Маша растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Топотушки»,  С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла, клади на место», И. Муравейка «Я сама» , народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё  личико», «Ночь пришла» и т.п.

 

 УСПЕХОВ  ВАМ! 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.06.2019

Дата обновления: 17.06.2019

Дата публикации: 17.06.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(49153) 51-2-02